«Мы любим сказки, но не верим в
них. Я понял одну простую истину; она состоит в том, что бы делать чудеса
своими руками.»
(А. Грин. «Алые паруса»)
Мечта – единственное слово, что
проходит сквозь столетия и эпохи, не покрываясь толстым слоем пыли, не
набрасывая на себя серую тень и не преставая жить и дышать. Она тянется тонкой,
но прочной цепочкой белоснежных перьев, под своим крылом давая приют вечным
спутникам - сестрам Надежде и Вере. Пока она улыбается и манит, читатель
недоуменно оглядывается по сторонам в поисках третьей сестры. Где же Любовь?.. Именно
на этот вопрос попытался ответить театр кукол «Аистенок» своей необычной
постановкой « Пристань алых грез».
Наша молодежь образовываются не
только на лекциях и уроках. С любопытством юноши и девушки пришли на небезызвестное
произведение «Алые паруса» Александра Грина в интерпретации театра кукол. Способны
ли куклы увлечь юные сердца? Признаюсь, я задавалась этим вопросом. Однако,
появившаяся информация о том, что эту постановку признают самой масштабной за
всю историю театра, лишь усилила мой интерес. Было обещано живое музыкальное
сопровождение рок-группы «Аистенка», а так же использование современных спецэффектов.
Общий бюджет такой постановки составил более 1 миллиона рублей!
Милая девочка Ассоль, ждущая
своего принца, но не на белом коне, а на корабле с алыми парусами. Бездушный
трактирщик Меннерс, всеми силами пытавшийся заполучить ее. Артур – тот самый
«принц», которому предстоит разглядеть собственное счастье. Такая расстановка
сил в привычной трактовке ни у кого бы не вызвала удивления. Но чего стоит
постановка, когда она не открывает новые
грани, иные возможности, свежее видение? Стоило в зале погаснуть свету,
смолкнуть разговорам - к каждому зрителю легкой дымкой начало пробираться
настоящее таинство. Начиная с первой же метафоры – пленницы женской души –
стало понятно, что ничего скучного, пережеванного и надоевшего нам не будут преподносить, выдавая за свое
прочтение. Как только появляется Ассоль и начинает делиться с нами своими
переживаниями, своими мечтами и надеждами, мы верим ей. Перед нами стоит не
просто актриса в костюмчике, читающая наизусть монолог, а настоящая, искренняя
Ассоль. Мы смотрим ей в глаза – и как будто видим ее душу. Камерность и уют
самого помещения приближает ее к нам. Мгновение – и между нами нет преград, как
между актером и зрителем. Она любезно, по-дружески, пытается поведать нам свою
историю. А мы медленно пробуждаемся, как распускаются лепестки нежного бутона,
и начинаем чувствовать. Подкупающая теплота убаюкивает нашу настороженность, и
мы начинаем доверять тому, что происходит на сцене. Как только наступает черед
кукол, мы видим в них не бездушных игрушек, а отблеск теплого, щемящего грудь
детства. Сами куклы выполнены просто мастерски – мы видим, что изготовлены они настоящими
профессионалами. Вот Ассоль, закрывающая свое лицо от ветра игрушечной ручкой,
стоит на берегу. А толстопузые обрюзгшие мужланы в трактире высмеивают ее мать,
работая пивными кружками, как вилкой и ложкой. Мы видим действительность,
переданную пусть не настоящими, но очень похожими людскими копиями. Именно в
этом и состоит секрет этих кукол – в них есть жизнь. Поэтому смотреть за их
игрой интересно не только детям ,но и взрослым.
Появление долгожданного принца
подковывается зажигательной песней, что вызывает бурю эмоций и заметное
оживление в зале. Артур 21го века не кто иной, как вокалист рок-группы.
Неожиданно? Да! Скучно? Уж точно нет! Если учесть, что в основном, эта
постановка рассчитана на молодежь, то такой ход весьма уместен и, более того,
успешен. Присутствующим высокообразованным лицам он тоже не кажется выбивающим. Не знаю в чем
заложено сие волшебство, но все ходы так плавно перетекают один в другой, что
это организует некую гармонию.
Благодаря чудесам техники, все зрители имели возможность посмотреть
«живой альбом». На протяжении всего
спектакля, замечательные картины дополняли ощущение чего-то сказочного, волшебного.
Они наряду с актерами рассказывали нам прекрасную, трогательную историю маленькой
девочки, сопровождаемые прекрасной мелодией-лейтмотивом. Плывущий корабль,
звуки моря, уникальные декорации – все это организовывало настоящее чудо.
Однако, как утверждает Грин: «Есть не
меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово.
Владеть этим - значит владеть всем». И эти слова были найдены и, как зерна,
посеяны в сердца каждого присутствующего в зале. Стоило мне оглянуться, как я
увидела, что из обыкновенных зрителей, все превратились в участников. Глаза
присутствующих чувственно поблескивали, и было видно, как пассивная роль
наблюдателя была сброшена, а вместо нее велась активная душевная работа. Никто не сидел без дела- деревянных сердец в
этом зале не нашлось.
Конечно, усилила общий эффект
финальная песня, исполненная Ассоль и Артуром. Ведь во все времена признавали,
что музыка намного лучше передает наши чувства. Я заметила, что это правда - и
душа каждого потянулась к влюбленным и уплыла с ними на прекрасном корабле под
алыми парусами. Наверное, самое прекрасное в этой постановке то, что этот
спектакль пробудил заброшенные мечты, что стали черстветь под гнетом времени.
- Мы решились на эксперимент. Больше
всего боялись «не попасть» в молодежь. Многие считают, что подростки сейчас
могут только танцевать на дискотеках и тусоваться. Но это не так! Наша молодежь
по-настоящему умеет любить, - говорит Юрий Уткин, режиссер.
Но где же любовь? А любовь и есть
– мечта. Самая настоящая, искренняя, земная и небесная одновременно, порой
такая сложная, но такая манящая. Спектакль не подарил нам любовь, но указал
направление. Любовь – это та далекая пристань для нашего корабля, куда каждый
стремиться попасть. Если в качестве компаса будет выбрано наше сердце, то мы
никогда не собьемся с намеченного маршрута.
Елена Пешкова, фото Александр Богачев
|