Вторник, 23.05.2017, 21:45
Ангарская молодежная газета               
  
  | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » Статьи » Публикации 2012

Не суди

Оказывается, оценивать не нужно

Впервые на тему оценки я задумалась, когда смотрела "Интервью с Богом". Там есть такая фраза: "Это нехорошо – сравнивать себя с другими". Для меня это было открытием.

Мы со школы привыкли, что нам ставят оценки. Причем, оценивают не только нашу конкретную работу, но и самого ученика. Так появляются отличники, хорошисты, троечники.

Я думала, что система оценок позволяет определить свое место (и место других) в этой иерархии: "Я лучше того-то" или "Я хуже того-то". Но это очень узкое суждение.  Кто-то лучше разбирается в математике, а кто-то – в истории. На основании контрольной по математике нельзя делать вывод о человеке в целом. Точно так же и любое проявление человека (в его словах, поступках) – это всего лишь одна из его граней, к тому же искаженная нашим несовершенным восприятием. Сами критерии "лучше" и "хуже" – тоже относительны.  Если человек по природе своей открытый – хорошо это или плохо? То есть не может быть таких слов и поступков, на основании которых мы могли бы составить целостную истинную оценку человека. "По частности нельзя судить о целом" – говорит пословица. И смысла в такой оценке нет: наше мнение всегда будет субъективным.

Человек всегда меняется – лучше каждый раз воспринимать его заново, чем в соответствии со старым образом, сложившемся в нашем уме. Меняемся и мы – в следующий раз тот же самый поступок (или те же слова) мы можем воспринять по-другому.

Почему мы видим недостатки?

Мы все зеркала друг друга

В других нас раздражают те недостатки, которые есть в нас самих.

Мы замечаем именно то, что резонирует с нашим умом, с нашими собственными словами и поступками.

Поэтому если нас что-то раздражает в другом человеке, мы должны обратить внимание на тот же самый аспект у себя. И работать со СВОИМ недостатком, а не с чужим.

Поэтому другого человека мы должны не осуждать за недостаток, а благодарить, как учителя, который предоставил нам возможность для самосовершенствования.

Недостатки других нужны нам для того, чтобы увидеть собственные.

Восточная мудрость гласит: "Когда одним пальцем мы показываем на другого человека, три остальные показывают на нас".

Русская пословица с ней соглашается: "Других не суди – на себя погляди"

Самые важные наши учителя – это близкие люди.

Когда какой-то недостаток есть у "далекого" нам человека – нам это все равно. Пусть живет как хочет. Мы не вмешиваемся.

Но когда точно такой же недостаток есть у нашего близкого человека – нас это сильно задевает.

Самые большие уроки мы получаем именно от близких людей.

С одной стороны, близкие люди – это близкие зеркала. В них все видится гораздо лучше.

С другой стороны – на близких людях отражается наш эгоизм.

Мы думаем: "Мой близкий человек должен быть таким-то", "В моей семье, в моем доме должно быть так-то".

Очень важно понять, что это просто наш эгоизм.

Семья нам для того и дается, чтобы избавиться от эгоизма: не требовать ничего от других людей, а наоборот – помогать им.

Психологи утверждают: чем более совершенен человек, тем больше положительных качеств он видит в других людях.

Что мотивирует на критику?

Возможно, недостаточное самоуважение.

Когда человек чувствует, что кто-то превосходит его в каких-то качествах – то возможны два варианта.

Либо он принимает, что в нем есть недостатки, и начинает над ними работать, чтобы самому "вырасти" до нужного уровня.

Либо начинает "опускать" других, чтобы тем самым поставить их ниже себя (в своем представлении).

Как поступают разумные люди, когда осознают собственное несовершенство?

Причины того, почему не нужно оценивать:

            Когда мы кого-то оценили – значит, мы его зацементировали

Создали для него в своем уме стабильный образ (из прошлого), тем самым "прекратили его развитие" (в своем восприятии).

Т.е. мы его ограничили своей оценкой, наклеили ярлык: название, марка, артикул. Все! Он – такой! На основании такого умозаключения у нас появляются какие-то ожидания относительно этого человека. В нашем уме выстраивается линия поведения этого человека.

А человек в то же время продолжает изменяться: в нем появляется что-то новое. Но мы воспринимаем его по-старому.

В общении с таким человеком для нас будет много неожиданных поворотов. А все потому, что мы воспринимаем его по старому образу, а он ведет себя уже в соответствии с новым.

Наш ум страдает от собственных ошибок.

Мы не должны оценивать людей, наклеивать на них ярлыки. Мы не должны от них ничего ожидать и предугадывать их слова и поступки. Все равно это окажется не то, что мы думали.

 

Более того: мы не должны оценивать и себя.

Когда мы рассказываем кому-то про себя, то говорим: я такой-то, я поступаю так-то.

Т.е. навешиваем ярлык на самого себя – в своем сознании и в сознании слушателя. Тем самым мы ограничиваем свое развитие.

Даже если мы даем оценку себе просто в собственных мыслях – мы мумифицируем себя.

Можно подумать: "Я сегодня выполнил меньше работы, чем запланировал. Завтра буду работать интенсивнее".  Но не нужно делать вывод: "Я – лентяй!"

Помните про свинью? Девять раз назовешь человека свиньей, на десятый – он захрюкает.

           Все, что я говорю – может оказаться ложью

Существует такая заповедь: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Что значит "ложного"?

Чувства человека несовершенны. Восприятие ситуации преломляется через призму нашего ума. То есть в любой ситуации мы можем сделать выводы, которые не соответствуют реальной действительности.

Мы говорим: "Он сегодня злой". Можем ли мы быть уверенными, что это правда? Может быть, нам просто так показалось? Может быть, мы просто так восприняли чужие эмоции, так поняли чужие слова? Может быть, его настроение уже поменялось, а мы до сих пор утверждаем, что это так.

В этом мире нет ничего постоянного. Тем более – эмоций!

В любом случае – наше мнение будет всего лишь одним личным мнением, причем очень субъективным.

"Сколько людей – столько и мнений" – утверждает народная мудрость.

                 Принятие на себя

Психолог Рами Блект говорит: когда мы кого-то критикуем, мы берем на себя его негативные качества. Если критикуем, значит, считаем, что мы вправе оценивать этого человека. Значит, ставим себя на место "родителя" и берем на себя ответственность за его плохие поступки и те негативные качества, которые привели к появлению осуждаемых поступков. Осуждая других, мы становимся такими же, как те, кого мы осуждаем."Мы становимся теми, о ком думаем" – продолжает Рами Блект. Поэтому лучше думать о хороших качествах и о возвышенных людях. Другой известный психолог – Вячеслав Рузов пишет, что способность по-доброму относиться к другим людям стоит выше таких мистических способностей, как левитация или хождение по воде.

Как научиться не оценивать

Мы не имеем права оценивать других людей.

Есть заповедь "Не убий": не мы даем жизнь – и мы не вправе ее забирать.

Есть слова "Не суди": не мы создаем человека – мы не имеем права как-то его оценивать.

Каждый человек – это одно из проявлений Бога.

Оценивая другого, мы оцениваем Бога. Имеем ли мы право судить Бога? 

Вывод

Ум человека постоянно сравнивает и оценивает. Он так устроен. Поэтому важно действовать не с позиции ума, а с позиции разума.

То есть не оценивать, не судить, а просто быть воспринимающим! 

 

 Анна Протасова

       


Категория: Публикации 2012 | Добавил: Redactor (22.07.2012)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Публикации 2012 [9]
Публикации за 2012 год.
Публикации 2011 [15]
Публикации, вышедшие за 2011 год
Поиск
Наш опрос
В каком виде вам удобнее читать нашу газету?
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz